С 1 января 2011 года вступил в силу новый приказ №209 (от 24 марта 2010г.) Министерства Образования и Науки Российской Федерации «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», в результате которого тренерам- преподавателям по видам спорта квалификационную (первую и высшую) категорию будет присваивать не Комитет по физической культуре и спорту, а выше названное министерство. Согласно общему положению по Минобразованию о присвоении данных квалификационных категорий тренеры-преподаватели, работающие со школьным контингентом уже хотели, наконец-то, облегченно вздохнуть – вот она справедливость забрезжила слабыми отблесками в конце тоннеля.
Выписка из приказа №209 «31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- имеют установленную первую квалификационную категорию
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субьекте Россиской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания» - это же про НАС!
Но не тут-то было, рекомендации по аттестации своих коллег предоставил все тот же Комитет по физической культуре и спорту, причем критерии перепечатаны из приказа за 1993 год (в прямом смысле ПРОШЛЫЙ ВЕК). Вся беда заключается в том, что критерии для экспертного заключения оценки профессиональной деятельности тренера-преподавателя, разработанные Комитетом по физической культуре и спорту (в 1993 году!!!!!!) отражают работу только тренеров, работающих со сборными командами страны и регионов – так высоки эти критерии. Например, самый младший возраст спортсменов, чьи результаты учитываются – это кадеты, т.е. подростки до 17 лет, причем на Высшую категорию засчитывается только первое место воспитанника на Первенстве России, которое проходит раз в год, и Спартакиаде учащихся России, которая проходит раз в два года. Возникает вопрос, чем же занимаются все остальные тренеры нашей необъятной Родины (кроме того единственного, подготовившего победителя), и откуда берутся уже готовые КМС и МС для юниорской и взрослой сборных, неужели тренировались самостоятельно? Или все-таки у них были ПЕРВЫЕ тренеры? Тогда почему ИХ работа не получила отражение в данном документе?
Может пора посмотреть правде в глаза, и увидеть, что у нас трудиться целая плеяда замечательных «ДЕТСКИХ» тренеров - тренеров, работающих с детьми и подростками школьного возраста, поставить перед ними конкретные задачи не только чисто спортивного характера, а самое главное воспитательного – формирующего, прежде всего, достойного гражданина нашей Отчизны, ведь только малая толика этих ребят станет Олимпийскими чемпионами.
Работа с детьми и подростками не легче и не сложнее, она просто ДРУГАЯ, и нужны ДРУГИЕ критерии ее оценки. Вот некоторые примеры отличий, выезжая на учебно-тренировочные сборы (УТС) «детский тренер» должен: самостоятельно забронировать гостиницу (или другое место проживания), самостоятельно организовать питание спортсменов, самостоятельно купить (а обычно достать на 10-20 человек) билеты, созвониться с принимающей стороной о подтверждении УТС, взять на себя полную ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних спортсменов на протяжении всего сбора (ДНЕМ И НОЧЬЮ, А ТАК ЖЕ В ДОРОГЕ), о чем оставляет служебную записку, а перед всем этим провести агитационную работу с родителями, так как финансирование (кроме зарплаты тренера) отсутствует полностью, а вернее осуществляется за счет «привлеченных» средств, т. е. за счет родительского кошелька. И в довершении всего этого (если все пазлы встанут на место), наконец-то, заняться на сборах своей непосредственной работой – осуществлять учебно-тренировочную деятельность.
У тренеров сборных команд страны и регионов тоже работы непочатый край, а главное - на их плечи ложиться огромная ответственность перед страной «за результат», а это большая психологическая нагрузка. Поэтому все тренеры нашей страны, делающие, в конце концов, общее дело, ведь без совместного труда «детских» тренеров и тренеров сборных команд у нас не будет ни здоровых граждан России, ни олимпийских чемпионов, достойны того, чтобы их педагогическая деятельность оценивалась по выполненной работе и принесенной ПОЛЬЗЕ стране.
А у нас пока - есть ДЕТИ, есть ТРЕНЕРЫ, ведется РАБОТА – нет КРИТЕРИЕВ, чтобы оценить ЭТОТ педагогический труд..........?!
Тренер-преподаватель по фехтованию – Иванова С.Ю.
02.03.2011г.