С 1 января 2011 года вступил в силу новый приказ №209 (от 24 марта 2010г.) Министерства Образования и Науки Российской Федерации «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», в результате  которого тренерам- преподавателям по видам спорта квалификационную (первую и высшую) категорию будет присваивать не Комитет по физической культуре и спорту, а выше названное министерство. Согласно общему положению по Минобразованию о присвоении данных квалификационных категорий тренеры-преподаватели, работающие со школьным контингентом  уже хотели, наконец-то, облегченно вздохнуть – вот она справедливость забрезжила слабыми отблесками в конце тоннеля.

       Выписка из приказа №209 «31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  - имеют установленную первую квалификационную категорию

  - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности

  - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субьекте Россиской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

  - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания» - это же про НАС!

      Но не тут-то было, рекомендации по аттестации своих коллег предоставил все тот же Комитет по физической культуре и спорту, причем критерии перепечатаны из приказа за 1993 год (в прямом смысле ПРОШЛЫЙ ВЕК). Вся беда заключается в том, что критерии для экспертного заключения оценки профессиональной деятельности тренера-преподавателя, разработанные Комитетом по физической культуре и спорту (в 1993 году!!!!!!) отражают работу только тренеров, работающих со сборными командами страны и регионов – так высоки эти критерии. Например, самый младший возраст спортсменов, чьи результаты учитываются – это кадеты, т.е. подростки до 17 лет, причем на Высшую категорию засчитывается только первое место воспитанника на Первенстве России, которое проходит раз в год, и Спартакиаде учащихся России, которая проходит раз в два года. Возникает вопрос, чем же занимаются все остальные тренеры нашей необъятной Родины (кроме того единственного, подготовившего победителя), и откуда  берутся уже готовые КМС и МС для юниорской и взрослой сборных, неужели тренировались самостоятельно? Или все-таки у них были ПЕРВЫЕ тренеры? Тогда почему ИХ работа не получила отражение в данном документе?

       Может пора посмотреть правде в глаза, и увидеть, что у нас трудиться целая плеяда замечательных «ДЕТСКИХ» тренеров -  тренеров, работающих с детьми и подростками школьного возраста, поставить перед ними конкретные задачи не только чисто спортивного характера, а самое главное воспитательного – формирующего, прежде всего, достойного гражданина нашей Отчизны, ведь только малая толика этих ребят станет Олимпийскими чемпионами.

       Работа с детьми и подростками не легче и не сложнее, она просто ДРУГАЯ, и нужны ДРУГИЕ критерии ее оценки. Вот некоторые примеры отличий, выезжая на учебно-тренировочные сборы (УТС) «детский тренер» должен: самостоятельно забронировать гостиницу (или другое место проживания), самостоятельно организовать питание спортсменов,  самостоятельно купить (а обычно достать на 10-20 человек) билеты, созвониться с принимающей стороной о подтверждении УТС, взять на себя полную ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних спортсменов на протяжении всего сбора (ДНЕМ И НОЧЬЮ, А ТАК ЖЕ В ДОРОГЕ), о чем  оставляет служебную записку, а перед всем этим провести агитационную работу с родителями, так как финансирование (кроме зарплаты тренера) отсутствует полностью, а вернее осуществляется за счет «привлеченных» средств, т. е. за счет родительского кошелька. И в довершении всего этого (если все пазлы встанут на место), наконец-то, заняться на сборах своей непосредственной работой – осуществлять учебно-тренировочную деятельность.

       У тренеров сборных команд страны и регионов тоже работы непочатый край, а главное - на их плечи ложиться огромная ответственность перед страной «за результат», а это большая психологическая нагрузка. Поэтому все тренеры нашей страны, делающие,  в конце концов, общее дело, ведь без совместного труда «детских» тренеров и тренеров сборных команд у нас не будет ни здоровых граждан России, ни олимпийских чемпионов, достойны того, чтобы их педагогическая деятельность оценивалась по выполненной работе и принесенной ПОЛЬЗЕ стране.

       А у нас пока  - есть ДЕТИ, есть ТРЕНЕРЫ, ведется РАБОТА – нет КРИТЕРИЕВ, чтобы оценить ЭТОТ педагогический труд..........?!

 

 

                                                         Тренер-преподаватель по фехтованию – Иванова С.Ю.

 

                                                                                                                                          02.03.2011г.

Просьба - отклики и что Вы думаете о затронутой в статье проблеме - присылать на мою почту:

 

kaname_sogara@mail.ru

 

 

ОТКЛИКИ И ОТЗЫВЫ.

 


 

        Есть выражение «Что ни делается – все к лучшему», но непонятным образом эта народная мудрость не работает там, где чиновники вводят обновления или «улучшения».

         Педагоги, работающие с детьми, вместо заслуженных похвал и премий за благородный труд, получают неадекватно маленькие зарплаты. Получение квалификационной категории может хоть немного компенсировать эту несправедливость. 

         Кажется, так легко – увидеть, что дети делают успехи – и повысить  квалификацию педагога и тренера.

Но я в шоке от этой чехарды с требованиями от Минобразования и Комитета по спорту. Получается, что тренеры, которые работают со школьниками, не могут получить высшую категорию?

         Но ведь труд детского тренера самый важный и ответственный – именно они  закладывают в будущих чемпионов самое главное – любовь к спорту, стремление к победе. Они делают основное – фундамент, на котором позднее продолжают заниматься тренеры сборных. 

       Считаю, что необходимо внести поправки и давать высшую квалификацию тренерам в соответствии с  достижениями воспитанников их возрастной группы и соответствующих соревнований.

 

       Лично я  рада, что мы занимаемся искусством  фехтования и не имеем никакого отношения к спорту .

 

               Председатель Санкт-Петербургского

               Фехтовального Клуба (СПбФК)

                              Тулякова Алина Николаевна.

 

                                 Полностью согласна со всеми перечисленными моментами. Считаю, что тема, которую затронула тренер-преподаватель Иванова С.Ю., очень актуальна. В результате предъявления перечисленных требований к получению высшей категории, количество тренеров этой самой высшей категории уменьшится в разы. То есть, труд, добросовестно  выполняемый ежедневно многими тренерами, просто напросто не будет оценен. И это неоцененный труд ПЕДАГОГА, человека, который стремится воспитать достойного спортсмена, гражданина, в руках которого- будущее нашей страны.

Тренер-преподаватель по фехтованию ДЮСШ Красносельского р-на СПб

Неелова М.Л.



         Хоть я и не имею непосредственного отношения к фехтованию, но как преподаватель высшей школы, отлично понимаю, что значит учить, когда единственная мотивация - удовольствие от общение со студентами. Работа в таких условиях идёт буквально на износ, так как нужно же ещё как-то содержать семью и единственный выход - совмещать. Однако возможность совмещать есть далеко не всегда.
        Образование - многоступенчатый процесс, полная отдача от которого возможна только на последних этапах, но это не значит, что можно не обращать внимание на первые шаги. Если за саженцами не ухаживать, то вряд ли получиться плодоносящее дерево, как бы вы не удобряли его потом. Лишая тренеров, работающих с детьми, адекватных критериев оценки их труда, лишая их мотивации, мы можем когда-нибудь вообще остаться без детских фехтовальных школ, да и не только фехтовальных.  Откуда тогда возьмутся спортсмены, чтобы тренироваться и выступать на всех этих аренах и комплексах, которые мы строим к Олимпиаде и чемпионатам мира?

 


С уважением,
Александр Безруков, программист, ассистент на кафедре ИПМ СПбГУ ИТМО

 

                         Моя дочь, Зыкова Варвара, очень хотела заниматься фехтованием. Проходя по Малому проспекту Петроградской стороны, мы увидели объявление о наборе детей в   КШВСМ для занятий шпагой. Зашли посмотреть, и ребенку очень понравилось – так мы стали спортсменами. Наш тренер Иванова Светлана Юрьевна много внимания уделяется физическому развитию детей, умению заниматься в коллективе, преодолевать обиды поражений, быть дисциплинированными и собранными.

       Организация выездов на учебно-тренировочные сборы и соревнования требуют плотного общения тренера с родителями (по финансам и документам), но в силу занятости всех - это очень трудноосуществимый процесс, но наш тренер нашла выход, при активной помощи наших же детей были созданы: группа «вконтакте» и фехтовальный сайт, и наше общение с тренером теперь не знает границ, даже мировых, родители и спортсмены все время в курсе событий своего любимого фехтовального клуба.

.           Заходя, в очередной раз, на сайт, узнать последние новости о соревнованиях, т.к. моя дочь принимает в них активное участие, мне попалась статья, посвященная проблемам аттестации тренеров. И вызвало сильное удивление то, что труд детских тренеров оказывается, почему-то, недооценен. Что при оценке засчитываются только спортивные достижения, а каждодневные усилия детских тренеров, включающие все аспекты жизни небольшого коллектива, оказывается, лежит вне оценочного поля. А ведь наши победы в больших, мировых соревнованиях – это, в первую очередь, заслуга детских тренеров, которые подготовили будущих, настоящих спортсменов, вывели их в большой спорт. И об этом нельзя забывать!

 

                           Мама Зыковой Варвары                                                                                                                   Праздникова Т. В.

Бесплатный хостинг uCoz